Барнаул (Россия) — Системный подход в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства — 24

 

Сущность предложения

Организация взаимодействия между субъектами физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой с целью создания условий для развития физической культуры и массового спорта в городе.

Организационно-технологическое решение вопроса

Численность жителей города Барнаула составляет 670 тысяч человек, из них 193854 тысяч человек занимается физической культурой и спортом, что составляет 28,8% от числа жителей. В городе 27 спортивных школ, из них 15 муниципальных, 12 краевых, 120 спортивных клубов, 60 отделений федераций по различным видам спорта. Все учреждения и организации являются субъектами организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в городе.
Систему работы с населением по месту жительства обеспечивают органы местного самоуправления в лице комитета по физической культуре и спорту города, пяти комитетов по делам молодежи, культуре, физкультуре и спорту администраций районов города, государственные и муниципальные учреждения, негосударственные некоммерческие организации и объединения, бизнес-структуры, объединения граждан. Взаимодействие регулируется постановлением администрации города Барнаула от 10.03.2009 № 1297 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Развитие физической культуры и массового спорта в г. Барнауле на 2010-2014 годы». Для координации деятельности всех участников процесса создан Совет по физической культуре и спорту. Система работает на нескольких уровнях.
Ядром работы в микрорайоне является школьный стадион. Постановление администрации города от 11.03.2011 № 768 «Об утверждении плана реконструкции школьных стадионов г. Барнаула на 2011-2013 годы «Барнаул спортивный» позволило за два года реконструировать десять стадионов. Всего за время реализации плана будет реконструировано 15 стадионов, по три в каждом районе.
Организаторами спортивной работы в микрорайоне являются спортивные клубы, Советы территориального общественного самоуправления (ТОС), объединения граждан. На этом уровне проводятся спортивные праздники, дворовые турниры, Дни здоровья с участием детей и подростков, молодежи, семей, людей пожилого возраста. Спортивные клубы осуществляют методическое руководство, Советы ТОС, общественные формирование занимаются информированием населения, вовлечением в проводимые мероприятия, организационными вопросами.
На втором уровне проводятся районные мероприятия, осуществляющие взаимодействие между микрорайонами. Организаторами выступают районные комитеты по делам молодежи, культуре, физкультуре и спорту совместно с другими участниками процесса. Спортивные мероприятия проводятся как для определенных групп населения, так и смешанных групп. В целях стимулирования организации работы на этом уровне проводится ежегодный городской конкурс на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы по месту жительства.
Третьим уровнем в системе организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы является проведение общегородских мероприятий. Все спортивные мероприятия проводятся в соответствии с календарным планом. В зимний период проводится традиционная лыжная эстафета на призы газеты «Алтайская правда», Лыжный фестиваль, Новогодний спортивный марафон. Весенний сезон открывает легкоатлетический массовый пробег «Кольцо Победы», легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Алтайская правда», спортивный праздник, посвященный Дню Победы по 15 видам спорта. Летом проводится Фестиваль спорта, посвященный Дню физкультурника, жители города участвуют во всероссийских спортивных акциях «Оранжевый мяч», «Российский азимут». В осенний период проводится спортивный праздник «Барнаул спортивный», Футбольный фестиваль, Всероссийский день бега «Кросс наций». Данные мероприятия являются массовыми, собирают по несколько тысяч участников. Для участия может заявиться любой желающий. Например, в фестивале футбола приняли участие около 70 дворовых команд.

Привлечение потенциала социально-ориентированного бизнес-сообщества позволяет обеспечивать дополнительное финансирование организации работы с населением по месту жительства, снижать стоимость проводимых спортивных мероприятий за счет предоставления помещений и оборудования на безвозмездной основе. Кроме того бизнес создает собственные социальные программы и проекты для населения, в свою очередь используя спортивные площадки для проведения рекламных акций своей продукции и услуг.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Средства долгосрочной целевой Программы «Развитие физической культуры и массового спорта в городе Барнауле на 2010-2014 годы» в объеме 788,4 тыс. руб., ведомственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2012-2014 годы» в объеме более 1 млн. руб.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Увеличение количества проводимых в год физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для различных категорий граждан за три года с 683 до 922 без увеличения бюджетных средств. Открытие восьми новых спортивных клубов по месту жительства и соответственно создание 28 новых рабочих мест. Проведение за счет средств бизнес-структур более 100 массовых спортивных мероприятий в год.

Отрасль применения практики (технологии)

Социальная сфера

Дата внедрения практики (технологии)

С 2010 года.

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


 

Документы практики: