Барнаул (Россия) — Опыт реализации семейной политики в городе Барнауле — 71
Сущность предложения
Семейная политика, проводимая муниципальными органами власти, направлена на поддержание стабильного финансового положения семей, материальную поддержку нуждающихся в помощи граждан.
Масштаб мероприятия
Главными направлениями в реализации семейной политики в области здравоохранения являются сохранение и укрепление репродуктивного здоровья населения, вопросы планирования семьи, улучшение качества медицинской помощи в родовспомогательных учреждениях на основе внедрения новых технологий родовспоможения, перинатального ухода на всех этапах оказания медицинской помощи матери и ребенку, снижение младенческой смертности, а также медико- социальные вопросы, направленные на укрепление статуса семьи, семейных отношений, создание условий для обеспечения социально-экономических потребностей семьи.
Организационно-технологическое решение вопроса
Субъектами муниципальной семейной политики выступают следующие структурные подразделения администрации города Барнаула:
- Комитет по делам здравоохранения;
- Комитет по делам молодежи;
- Комитет по культуре;
- Комитет по образованию;
- Комитет по социальной поддержке населения;
- Комитет по физической культуре и спорту.
В своей работе по реализации семейной политики администрация города взаимодействует как с общественными и некоммерческими организациями, так и с коммерческими предприятиями. Порядок и условия взаимоотношений между некоммерческими организациями и администрацией города регламентируется постановлением от 13.09.2007 №2845 «О Концепции развития взаимодействия органов местного самоуправления города Барнаула с общественными и иными некоммерческими организациями до 2010 года», а также утвержденным планом реализации данной Концепции. Все большее внимание уделяется привлечению бизнес-сообщества и общественности к участию в благотворительной деятельности.
Финансирование
Финансирование семейной политики осуществляется из бюджетов различного уровня – федерального, краевого и муниципального.
Так, ежегодно в дни празднования Дня семьи, Дня защиты детей, Дня города, акций по подготовке детей к школе, месячника пожилого человека, организации летнего оздоровления и отдыха детей из малообеспеченных семей, проведения декады инвалидов многие коммерческие и некоммерческие организации, частные компании оказывают значительную благотворительную помощь. Не остаются равнодушными и многие другие организации и предприятия.
Свой вклад вносит и бизнес-сообщество. Например, в период подготовки детей к школе, спонсорская помощь, направляемая в виде финансовых средств, услуг, товаров в этом году была оказана на сумму около 5 млн. рублей.
Социально-экономический результат
Для оценки эффективности и результативности семейной политики, проводимой муниципальными органами власти, применяется ряд критериев. Каждая муниципальная программа содержит перечень качественных и количественных показателей, которые планируется достичь в результате реализации мероприятий программы, на основе которых производится оценка результативности программы. Периодически осуществляется контроль за исполнением муниципальных постановлений, распоряжений, решений Думы. В первую очередь при реализации семейной политики администрация города использует финансовые методы. Так постановлением главы города Барнаула установлена единовременная денежная выплата в размере 2000 рублей при рождении второго ребенка и 5000 рублей при рождении третьего и более детей, у супругов, возраст которых не превышает 30 лет. За 8 месяцев 2008 года такую помощь получили 213 семей. За период 2007 – 231 семья.
В связи с проведением газификации города Барнаула Решением Барнаульской городской Думы была введена единовременная денежная компенсация многодетным семьям, семьям, имеющим детей- инвалидов и малообеспеченным семьям с несовершеннолетними детьми, осуществившим газификацию домовладения. Помощь предоставляется в размере до 15,0 тыс. рублей. В 2007 году такую помощь получили 340 семей. Востребованной оказалась программа «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г.Барнауле на 2005-2010 годы». С помощью этой программы в 2007 году свои жилищные условия улучшили 193 семьи. В 2008 году в программе пожелали принять участие 349 семей, 112 из них уже улучшили свои жилищные условия. На 2009 год заявку на участие подали 602 молодых семьи. В целях популяризации семейных ценностей среди студентов высших учебных заведений, учащихся системы профессионального образования, школьников среднего и старшего возраста молодежным парламентом разработана программа «Моя семья, мое здоровье, мое будущее», в рамках которой организованы конкурсы сочинений, дизайнерских работ.
Дети первых 2-х лет жизни из малообеспеченных семей через молочные кухни обеспечиваются детским питанием на бесплатной основе. Дети первых 3-х лет жизни обеспечиваются медикаментами на бесплатной основе через сеть муниципальных аптек. Более 17,0 млн. рублей расходуется на данную поддержку из федерального, краевого и городского бюджетов. Решением Барнаульской городской Думы малообеспеченные многодетные семьи освобождаются от уплаты земельного налога. Постановлением главы города установлена родительская плата за содержание ребенка в дошкольном учреждении в размере 50% для детей из многодетных, студенческих семей, семей, где родители инвалиды. Полностью освобождаются от оплаты за содержание детей родители, чьи дети посещают специализированные коррекционные дошкольные учреждения.
Сегодня можно отметить, что в учреждениях образования налажена система работы с семьей — это городское родительское собрание и городской родительский Совет, которые осуществляют свою деятельность уже четвертый год и имеются положительные результаты. С апреля 2007 года открыта родительская приемная, куда по всем интересующим вопросам обращаются родители учащихся и получают практическую помощь. С февраля 2007 года на канале местного телевидения работает телевизионная программа для родителей «Родительский дневник». Цель программы – повышение знаний родителей в области законодательной базы, формирование ответственного отношения к воспитанию детей. Ежегодно в городе ведется работа по улучшению материально-технической базы учреждений образования, осуществляется ремонт и реконструкция школ и детских дошкольных учреждений, отрываются новые.
По состоянию на 01.09.2008 в общеобразовательных учреждениях обучались 54153 ребенка. Для 5% школьников из малообеспеченных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей-инвалидов организовано льготное питание за счет городского бюджета на основании постановления главы города. Комитетом по физической культуре и спорту организуются спортивные мероприятия с участием не только спортсменов, но и привлечением различных категорий населения. Спортивными организациями районов и города ведется учет многодетных семей. Все спортсмены из многодетных семей посещают спортивные секции, ДЮСШ и спортивные объекты на бесплатной основе. При обращении в органы социальной защиты малообеспеченным семьям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказывается материальная и натуральная помощь, предоставляются социальные услуги. В 2007 году денежную помощь получили 91953 человека. Помощь продовольственными и промышленными товарами получили 112885 горожан. Социальными услугами воспользовались 296143 человека.
С 2006 года в городе функционирует социальное такси, услугами которого могут воспользоваться как родители-инвалиды, так и дети-инвалиды. Стоимость поездки для горожан составляет 30 рублей. На территории города успешно функционируют более 78 социальных магазинов, обслуживающих семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, со скидкой 5–7%. Особое внимание оказывается летней занятости детей и подростков. Ежегодно организуются оздоровление и отдых детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Количество детей, охваченных летним отдыхом, ежегодно увеличивается, совершенствуются формы его организации. Ежегодно для детей с ограниченными возможностями организуется специализированная лагерная смена для детей, страдающих тяжелыми формами ДЦП. С 2000 года ежегодно по 75 детей выезжают и проходят реабилитацию на базе загородного лагеря. Всеми формами занятости и оздоровления в 2008 году охвачено около 97% детей и подростков г. Барнаула. Дети из опекаемых семей, из малообеспеченных семей в первую очередь обеспечиваются санаторно- курортным лечением, проводится оздоровление детей из малообеспеченных семей на базе детских больниц, поликлиник за счет средств федерального бюджета и привлеченных средств. Ежегодно в августе-сентябре проходит акция «Здравствуй, школа!», направленная на помощь родителям по подготовке детей к школе. С 1 августа 2008 года стартует марафон «Соберемся дружно в школу». Перед новым годом организуются праздничные мероприятия для детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов.
Работа по охране репродуктивного здоровья проводится в городе на протяжении нескольких лет. Сформирована система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья на различных уровнях системы образования, здравоохранения, административного управления. На базе районных центров социальной помощи семье и детям открыты отделения консультирования по вопросам репродуктивного здоровья. Разработаны реабилитационные программы для детей и подростков с проблемами репродуктивной системы, проводятся реабилитационные мероприятия для девочек, на базе городского андрологического центра для детей и подростков – для юношей, имеющих нарушение репродуктивной сферы. В женских консультациях, городских центрах: «Городской центр репродукции и планирования беременности», «Городской андрологический центр», подростковый центр «Юникс», клубах молодой семьи, в районных ЗАГСах, общежитиях студенческих городков проводится консультирование по вопросам планирования семьи. Проводятся массовые акции для повышения информированности молодежи по вопросам репродуктивного здоровья. В рамках информационной кампании «Услышьте друг друга» (Фонд «Здоровая Россия») с апреля по октябрь 2007 г. проведено 14 тематических выходов в учебные заведения. Специалистами студенческой поликлиники МУЗ «Городская больница №4» разработана программа тематических занятий для студентов высших учебных заведений, в первую очередь для младших курсов, по вопросам планирования семьи; основам безопасного сексуального поведения; профилактике абортов; заболеваний передающихся половым путем; контрацепции. Занятия проводятся еженедельно на базе студенческих общежитий. Охват ежегодно более 1500 студентов. В результате реализации с 2003 года на территории города проекта «Мать и дитя» во всех родильных домах внедрены современные технологии: оборудованы палаты совместного пребывания матери и ребенка, индивидуальные родильные залы, что существенно улучшило условия пребывания родильниц, привело к стимулированию грудного вскармливания. Кроме того, активно проводятся роды, ориентированные на участие семьи, где близкие родственники могут непосредственно присутствовать на родах и оказывать психологическую поддержку будущей матери. Снизился показатель заболевания гнойно-септических заболеваний у новорожденных на 22,2%, у родильниц на 70% в сравнении с 2006 годом. Отмечена стабильно положительная динамика снижения уровня всех репродуктивных потерь. Показатель перинатальной смертности за 2007 год к уровню 2006 года снизился на 21,8% и составил 7,32‰. (в 2006 году – 9,36‰). Продолжается снижение репродуктивных потерь от абортов. За 2007 год уровень абортов у городских жительниц снизился на 12,8%, составив 46,0 на 1000 женщин фертильного возраста (в 2006 году – 52,76‰). За счет средств, полученных от родовых сертификатов, женские консультации и родильные дома постепенно укрепляют материально техническую базу. Сумма средств потраченных на медицинское оборудование составила 13250,9 тыс. руб. (в 2006 году – на сумму 8900,0 тыс. руб.).
С января 2007 года расширена программа оказания помощи на основе введения дополнительного талона родового сертификата для проведения углубленного профилактического наблюдения за детьми 1-го года жизни. Внесены изменения в существующий стандарт диспансерного наблюдения за ребенком первого года жизни. Косвенным влиянием мероприятий «Родовые сертификаты» стало и повышение в 2007 году рождаемости. Показатель составил 10,6 на 1000 населения против 10,1 в 2006 году (родилось на 290 детей больше). Кроме того, регулярно проводятся городские мероприятия для семей, способствующие укреплению института семьи, повышению престижа отцовства и материнства. Это спортивные семейные праздники, конкурсы, фестивали, эстафеты материнского подвига, развлекательные программы, встречи и заседания клубов семьи. Традиционно в учреждениях культуры, образования, социальной защиты проходит месячник семьи. В рамках месячника во всех клубных учреждениях проходят праздничные концерты с игровыми программами, конкурсами, викторинами для родителей и детей. Основной проблемой в реализации семейной политики на муниципальном уровне является нехватка финансовых средств для удовлетворения всех нужд горожан и проблемы организации взаимодействия органов власти различного уровня. По мере необходимости к решению задач в области семейной политики привлекаются ученые, эксперты, специалисты учебных заведений. Проводятся семинары, круглые столы, конференции. Также взвешенная политика в формировании отношений между властью и религиозными организациями способствовала тому, что на территории города мирно существует несколько конфессий, которые, в свою очередь, осуществляют благотворительную деятельность. Религиозная организация Церковь «Новая жизнь» на протяжении 7 лет организует специализированные смены в лагере «Дружных» для детей-инвалидов с тяжелой формой заболевания детским церебральным параличом; предоставляет транспорт для доставки детей, хозяйственно-гигиенические принадлежности. Службы социальной поддержки населения так же сотрудничают с Алтайским краевым отделением Российского детского фонда, Алтайской краевой организацией родителей детей-инвалидов и инвалидов детства «Незабудка», отделением по Алтайскому краю Российской диабетической ассоциации, общественной организацией инвалидов «Диабетическое общество», краевыми и городскими обществами инвалидов, объединением родителей детей, больных целиокией и др.
Реализация
На сегодняшний день на территории города Барнаула разработаны и реализуются следующие социальные программы, включающие работу с семьей:
- «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2005–2010 годы»;
- «Культура Барнаула (2007 – 2009 годы)»;
- «Молодежь Барнаула (2007 – 2010 годы)»;
- «Развитие физической культуры и спорта в г. Барнауле на 2007 – 2008 годы»;
- «Основные направления развития образования г. Барнаула на 2007 – 2010 годы»;
- «Основные направления развития муниципального здравоохранения г. Барнаула на 2007 – 2009 годы»;
- «Улучшение жилищных условий граждан г. Барнаула на период 2007–2009 годы»;
- «Газификация г. Барнаула в 2007–2009 годы»;
- «Дети Барнаула на 2004–2008 годы»;
- «Профилактика алкоголизма, наркомании токсикомании. Лечение и реабилитация наркологических больных и борьба с незаконным оборотом наркотиков в г. Барнауле на 2004–2008 годы».
Для реализации семейной политики администрация города Барнаула изучает опыт соседних городов и регионов. По мере возможности и необходимости в городе проводятся социологические опросы и научные исследования по вопросам семейной и иной политики.
В целях информационного обеспечения семейной политики активно привлекаются СМИ. Готовятся информации для телевизионных сюжетов, газетных статей. Размещается информация на сайте города. Проводятся прямые линии с руководителями администрации, выступления по радио.
Нормативно-правовые документы
В своей работе по реализации семейной политики администрация города Барнаула руководствуется Международными соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ, Приказами Министерств РФ, Законами Алтайского края, Постановлениями и Распоряжениями Администрации Алтайского края, Решениями Барнаульской городской Думы, постановлениями и распоряжениями администрации г. Барнаула, письмами, методическими рекомендациями и иными нормативно-правовыми актами вышестоящих органов власти в области семейной политики.
По мере возможности на муниципальном уровне принимаются межведомственные муниципальные программы, постановления, распоряжения, решения Думы, направленные на поддержку различных категорий семей.
Документы практики: