В условиях тех вызовов, которые сегодня возникли перед экономикой России, и сопутствующих им возможностей правительство расширяет горизонты сотрудничества и переориентирует свое внимание на альтернативные страны и их рынки. Так, после 2022 года перед Москвой стоит задача расширить взаимодействие с азиатскими рынками, в частности, открыть путь на рынки быстроразвивающихся стран Юго-Восточной Азии.
Для реализации этой цели Россия начала активно развивать и модернизировать торговые пути в восточном направлении, в частности, было объявлено о работах на таких важных магистралях, как Байкало-Амурская (БАМ) и Транссибирская, а также на связывающей эти два объекта железнодорожной инфраструктуре с Якутией — Амуро-Якутской магистрали.
В то же время в мае этого года был утвержден план работ в рамках третьего этапа модернизации, который продлится до 2035 года. Ожидается, что третий, самый масштабный этап работ, обойдется в 3,7 трлн рублей (около $4,2 млрд).
Благодаря этим средствам будут построены дополнительные пути, разъезды, туннели, мосты, в том числе через реку Амур, организованы подходы к морским портам, модернизированы станции и платформы.
К работам по модернизации БАМа, так же как в свое время и к строительству этой самой длинной железнодорожной магистрали в мире, привлечены и азербайджанские компании. Ранее стало известно, что азербайджанская строительная компания Rail Trans Service (RTS) заключила контракт с "Бамстроймеханизацией", входящей в состав группы компаний "1520", о модернизации БАМа.
Договором предусмотрено участие специалистов RTS в строительно-монтажных работах на станциях Уктур, Аксака и Кенай с прилегающими перегонами.
Увеличение пропускной способности в направлении Юго-Восточной Азии
По словам зампреда Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава России Дениса Семёнкина, БАМ исторически начинали строить как международную магистраль, которая должна иметь стратегическое военное значение.
"Его начали строить еще до войны в качестве дублера Транссибирской магистрали, чтобы в случае разрушения Транссиба во время войны иметь возможность доставки грузов по альтернативным маршрутам. Впоследствии строительство БАМа было реанимировано, в том числе и для того, чтобы обеспечить вывоз полезных ископаемых из таких северных регионов, как Хабаровский край, Якутия, Иркутская и Амурская области", — рассказал Семёнкин Sputnik Азербайджан.
Эксперт отметил, что именно поэтому БАМ прокладывали по нынешнему маршруту, где есть крупные доказанные месторождения угля, железной руды и редкоземельных металлов.
Но сегодня, добавил Семёнкин, в связи с тем, что регион Юго-Восточной Азии имеет первостепенное значение как для Российской Федерации, так и граничащих с ней стран, таких как Беларусь, Казахстан, Азербайджан, которые осуществляют экспорт в данный регион, необходимо повышать пропускную способность БАМа. В частности, важно развивать магистраль в направлении дальневосточных морских портов РФ, через которые осуществляются поставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, такие как Китай, Индия, Таиланд, Вьетнам и Япония.
"Поток грузов из одной только России в направлении дальневосточных морских портов измеряется десятками миллионов тонн. Необходимо увеличивать пропускную и провозную способность в направлении этих портов, которые находятся не только в Приморском крае, но также на севере Хабаровского края, — это порты Ванино и Советская гавань", — рассказал Семёнкин.
Поэтому без развития Байкало-Амурской магистрали, которая является на сегодняшний день, прежде всего, дублером Транссибирской магистрали, невозможно добиться существенного увеличения грузопотока в направлении дальневосточных морских портов РФ, считает он.
Кроме того, отметил Семёнкин, для ряда месторождений полезных ископаемых Байкало-Амурская магистраль удобна, поскольку через нее ближе всего можно доехать до приоритетных экспортных дальневосточных морских портов.
"В целом основная функция БАМа — это обеспечение связи промышленно развитых регионов России с дальневосточными морскими портами", — считает эксперт.
Выход углеводородов на приоритетные рынки
Семёнкин отметил в беседе со Sputnik Азербайджан, что Байкало-Амурская магистраль не ведет к большим городам — там их просто нет. Поэтому функция БАМа, прежде всего, транзитная, ориентированная на экспорт либо импорт грузов.
"Из основных грузов, которые проследуют через БАМ, около 80% — это уголь, энергетический и коксующийся, который идет в страны Юго-Восточной Азии. На втором месте нефть и нефтепродукты, далее железная руда и металлы. Ну и грузы помельче — минеральные удобрения, цветные металлы, лес", — отметил эксперт.
При этом с 2022 года БАМ приобрел еще одно крайне важное значение, считает Семёнкин. По его словам, тогда РФ анонсировала строительство Тихоокеанской железной дороги от станции Февральская в направлении Тихого океана, где будет создан дополнительный морской порт для перевалки грузов.
"Дело в том, что связь с Тихим океаном, с северной его частью, возможна только через Байкало-Амурскую магистраль как уже существующую. Без нее нельзя построить дополнительные подъезды к новым морским портам, поэтому ее актуальность возрастает", — отметил Семёнкин.
Еще один фактор, повышающий значение БАМа и который еще не работает в полную силу, — это освоение различных месторождений, которые находятся в зоне действия магистрали.
"Естественно, ни одно современное месторождение сырья невозможно освоить без хороших железных дорог, где существуют двухпутные участки, электровозная тяга, возможность централизованного управления всем перевозочным процессом. Поэтому Байкало-Амурская магистраль развивается в том числе с учетом того, что в ближайшие 10-20 лет будут развиваться месторождения железной руды, угля и других полезных ископаемых, находящиеся на севере Хабаровского края и Амурской области, которые обслуживает магистраль",- добавил эксперт.
Что касается привлечения компаний и рабочих из Азербайджана для модернизации БАМа, то это вызвано тем, что строительство Байкало-Амурской магистрали является необычной, непростой стройкой — оно ведется в зоне вечной мерзлоты, климатические условия там суровые, есть сложности со снабжением.
"Желающих работать в таких условиях, в условиях длительной оторванности от своих семей, в неблагоприятном климате не так много в самой России, поэтому привлекаются компании, специалисты-строители из других стран, в том числе из Азербайджана, хотя это и южная страна", — сказал эксперт.
К тому же азербайджанцы известны как хорошие строители, поэтому их опыт послужит развитию Байкало-Амурской магистрали, резюмировал Семёнкин.
Для реализации этой цели Россия начала активно развивать и модернизировать торговые пути в восточном направлении, в частности, было объявлено о работах на таких важных магистралях, как Байкало-Амурская (БАМ) и Транссибирская, а также на связывающей эти два объекта железнодорожной инфраструктуре с Якутией — Амуро-Якутской магистрали.
Триллионы рублей на третий этап модернизации
В сентябре 2022 года было объявлено о завершении первого этапа модернизации Байкало-Амурской магистрали, в рамках которого была расширена магистральная инфраструктура и увеличена провозная способность железной дороги. Затем был начат второй этап, который, как ожидается, будет завершен в следующем году.В то же время в мае этого года был утвержден план работ в рамках третьего этапа модернизации, который продлится до 2035 года. Ожидается, что третий, самый масштабный этап работ, обойдется в 3,7 трлн рублей (около $4,2 млрд).
Благодаря этим средствам будут построены дополнительные пути, разъезды, туннели, мосты, в том числе через реку Амур, организованы подходы к морским портам, модернизированы станции и платформы.
К работам по модернизации БАМа, так же как в свое время и к строительству этой самой длинной железнодорожной магистрали в мире, привлечены и азербайджанские компании. Ранее стало известно, что азербайджанская строительная компания Rail Trans Service (RTS) заключила контракт с "Бамстроймеханизацией", входящей в состав группы компаний "1520", о модернизации БАМа.
Договором предусмотрено участие специалистов RTS в строительно-монтажных работах на станциях Уктур, Аксака и Кенай с прилегающими перегонами.
Увеличение пропускной способности в направлении Юго-Восточной Азии
По словам зампреда Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава России Дениса Семёнкина, БАМ исторически начинали строить как международную магистраль, которая должна иметь стратегическое военное значение.
"Его начали строить еще до войны в качестве дублера Транссибирской магистрали, чтобы в случае разрушения Транссиба во время войны иметь возможность доставки грузов по альтернативным маршрутам. Впоследствии строительство БАМа было реанимировано, в том числе и для того, чтобы обеспечить вывоз полезных ископаемых из таких северных регионов, как Хабаровский край, Якутия, Иркутская и Амурская области", — рассказал Семёнкин Sputnik Азербайджан.
Эксперт отметил, что именно поэтому БАМ прокладывали по нынешнему маршруту, где есть крупные доказанные месторождения угля, железной руды и редкоземельных металлов.
Но сегодня, добавил Семёнкин, в связи с тем, что регион Юго-Восточной Азии имеет первостепенное значение как для Российской Федерации, так и граничащих с ней стран, таких как Беларусь, Казахстан, Азербайджан, которые осуществляют экспорт в данный регион, необходимо повышать пропускную способность БАМа. В частности, важно развивать магистраль в направлении дальневосточных морских портов РФ, через которые осуществляются поставки грузов в страны Юго-Восточной Азии, такие как Китай, Индия, Таиланд, Вьетнам и Япония.
"Поток грузов из одной только России в направлении дальневосточных морских портов измеряется десятками миллионов тонн. Необходимо увеличивать пропускную и провозную способность в направлении этих портов, которые находятся не только в Приморском крае, но также на севере Хабаровского края, — это порты Ванино и Советская гавань", — рассказал Семёнкин.
Поэтому без развития Байкало-Амурской магистрали, которая является на сегодняшний день, прежде всего, дублером Транссибирской магистрали, невозможно добиться существенного увеличения грузопотока в направлении дальневосточных морских портов РФ, считает он.
Кроме того, отметил Семёнкин, для ряда месторождений полезных ископаемых Байкало-Амурская магистраль удобна, поскольку через нее ближе всего можно доехать до приоритетных экспортных дальневосточных морских портов.
"В целом основная функция БАМа — это обеспечение связи промышленно развитых регионов России с дальневосточными морскими портами", — считает эксперт.
Выход углеводородов на приоритетные рынки
Семёнкин отметил в беседе со Sputnik Азербайджан, что Байкало-Амурская магистраль не ведет к большим городам — там их просто нет. Поэтому функция БАМа, прежде всего, транзитная, ориентированная на экспорт либо импорт грузов.
"Из основных грузов, которые проследуют через БАМ, около 80% — это уголь, энергетический и коксующийся, который идет в страны Юго-Восточной Азии. На втором месте нефть и нефтепродукты, далее железная руда и металлы. Ну и грузы помельче — минеральные удобрения, цветные металлы, лес", — отметил эксперт.
При этом с 2022 года БАМ приобрел еще одно крайне важное значение, считает Семёнкин. По его словам, тогда РФ анонсировала строительство Тихоокеанской железной дороги от станции Февральская в направлении Тихого океана, где будет создан дополнительный морской порт для перевалки грузов.
"Дело в том, что связь с Тихим океаном, с северной его частью, возможна только через Байкало-Амурскую магистраль как уже существующую. Без нее нельзя построить дополнительные подъезды к новым морским портам, поэтому ее актуальность возрастает", — отметил Семёнкин.
Еще один фактор, повышающий значение БАМа и который еще не работает в полную силу, — это освоение различных месторождений, которые находятся в зоне действия магистрали.
"Естественно, ни одно современное месторождение сырья невозможно освоить без хороших железных дорог, где существуют двухпутные участки, электровозная тяга, возможность централизованного управления всем перевозочным процессом. Поэтому Байкало-Амурская магистраль развивается в том числе с учетом того, что в ближайшие 10-20 лет будут развиваться месторождения железной руды, угля и других полезных ископаемых, находящиеся на севере Хабаровского края и Амурской области, которые обслуживает магистраль",- добавил эксперт.
Что касается привлечения компаний и рабочих из Азербайджана для модернизации БАМа, то это вызвано тем, что строительство Байкало-Амурской магистрали является необычной, непростой стройкой — оно ведется в зоне вечной мерзлоты, климатические условия там суровые, есть сложности со снабжением.
"Желающих работать в таких условиях, в условиях длительной оторванности от своих семей, в неблагоприятном климате не так много в самой России, поэтому привлекаются компании, специалисты-строители из других стран, в том числе из Азербайджана, хотя это и южная страна", — сказал эксперт.
К тому же азербайджанцы известны как хорошие строители, поэтому их опыт послужит развитию Байкало-Амурской магистрали, резюмировал Семёнкин.
Источник: https://e-cis.info