Главная Поиск Документы Контакты Виртуальные выставки МАГ Вестник МАГ МАГ-ВИДЕО  
Об Ассамблее / Мероприятия МАГ / XII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», 21 -22 октября 2013 г., Санкт-Петербург
Поиск в документах
XII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», 21 -22 октября 2013 г., Санкт-Петербург

ХII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему»

(21 и 22 октября 2013 г., Санкт-Петербург)



ХII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему» завершил свою работу в Санкт-Петербурге
21 и 22 октября 2013 г. в Санкт-Петербурге состоялся   XII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему», собравший на своей площадке более 1100 специалистов из 16 зарубежных стран (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Казахстан, Канада, Латвия, Литва, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония), 59 субъектов Российской Федерации (наиболее многочисленные делегации, помимо Санкт-Петербурга, Москвы  и Ленинградской области, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия), Мурманской и Новосибирской областей), из 72 городов и районов.

В течение двух дней более тысячи экспертов из 16 стран и 59 регионов Российской Федерации  обсуждали ключевые вопросы стратегического  планирования и развития территории,   дискутировали о важности принятия в России законопроекта «О государственном стратегическом планировании» и обменивались практическим опытом стратегирования.

Всего в  рамках Форума прошло 34 мероприятия и акции, включая «круглые столы» и мастер-классы, на которых выступили порядка 232 докладчиков и модераторов. В работе Форума приняли участие представители органов государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней,  в том числе,  первые лица городов  и субъектов: Ю.Б Евкуров  - Президент Республики Ингушетия; В.С. Груздев -  Губернатор Тульской области; М.А. Чернышев - мэр города Ростов-на-Дону и другие.  Многочисленными делегациями на Форуме были представлены Ленинградская область, Республика Татарстан, Мурманская область, Новосибирская область и Республика Саха (Якутия).

В работе Форума в Санкт-Петербурге приняла участие делегация городов МАГ, возглавил которую  исполнительный вице-президент – генеральный директор МАГ  В.И. Селиванов.

Открывал Форум Министр регионального развития Российской Федерации И. Н. Слюняев.  Он   выступил модератором  первого пленарного заседания, в ходе которого были рассмотрены законодательные аспекты стратегирования, в том числе проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» с позиций законодателя, федеральных министерств, субъекта, муниципального образования, отрасли. Второй день Форума был посвящен рассмотрению политики многополярного развития на основе интеграции стратегического и пространственного планирования.

В своем приветственном слове  Министр регионального развития Российской Федерации И. Н. Слюняев подчеркнул: «Уже 12 лет Форум по праву считается основной площадкой для обсуждения вопросов развития городов и субъектов Российской Федерации. Все мы собрались, чтобы рассмотреть практические вопросы выстраивания в России единой системы стратегического планирования в условиях формирования нового правого поля. Думаю, конечную цель нашей работы и основную цель региональной политики можно свести к воплощению простой формулы – обеспечение граждан возможностью получить единый по составу и качеству набор государственных и муниципальных услуг на всей территории Российской Федерации».

Декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета  Алексей Кудрин принял участие в  работе  XII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах Pоссии: выстраивая систему», где выступил  модератором пленарного заседания «Стратегическое и пространственное планирование: политика многополярного развития».

Стратегическое планирование – основа управления. Планирование пространства позволяет, с одной стороны, на макроуровне, решать важные задачи развития региона, а с другой, на микроуровне – обеспечивать комфортность регионального и городского пространства для каждого человека. Кроме того, территориальное планирование неразрывно связано с экономическим планированием, отметил Алексей Кудрин.

Он также проинформировал о том, как развивались российские регионы с 2001 по 2011 год. За это время 27 регионов удвоили свой ВРП. 31 регион увеличил его более  чем на 70%.

Алексей Кудрин назвал первую десятку. Так, Дагестан нарастил свой ВРП в 4 раза. Да, подчеркнул он, регион стартовал с очень низких позиций, его экономика была в начале 2000-х годов очень слабой. Но факт остается фактом – четырехкратный рост.

Ленинградская область увеличила ВРП в 2,7 раза. Сахалинская - в 2,6 раза, Белгородская - в 2,6 раза, Калининградская - в 2,5 раза, Санкт-Петербург - в 2,5,Ростовская область - в 2,4, Чукотский автономный округ - в 2,4, Калужская область - в 2,3, Кабардино-Балкарская Республика - в 2,3 раза.

Москва была первой десятке, но потом опустилась на 24 место. По мнению Алексея Кудрина, это стало следствием того, что в результате кризиса 2008-2009 годов «сдулся» пузырь на столичном рынке строительства и недвижимости. Таким образом, подчеркнул он, концентрация финансовых и административных ресурсов в том или ином регионе не всегда дает ему дополнительные   преимущества.

В то же время, сказал Алексей Кудрин, Санкт-Петербург и после кризиса сохранил свои позиции в этом рейтинге. Это означает, что в городе работает более         устойчивая концепция  развития.

В заседании приняли участие заместитель министра регионального развития Сергей Назаров, губернатор Тульской области Владимир Груздев, министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов, председатель исполнительного комитета Корпорации Большого Парижа Этьен Гийо, директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев и известный архитектор Ян Гейл. 

Следует отметить, что на XII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему», был представлен интегральный рейтинг ста крупнейших городов России.

В первую десятку рейтинга ста крупнейших городов России вошли: Краснодар, Сургут, Екатеринбург, Южно-Сахалинск, Мурманск, Белгород, Воронеж, Магнитогорск, Уфа, Ростов-на-Дону.

Обеспечение жильем, загруженность транспортной системы, наличие современных форматов потребления, уровень преступности, возможность приобретения жилья, уровень расходов на ЖКХ, покупательская способность и многие другие важнейшие критерии легли в основу рейтинга ста крупнейших городов России, который уже третий год подряд представляют в рамках Форума Союз архитекторов России и Институт территориального планирования «Урбаника».

Основной целью создания рейтинга была разработка новой интегральной методики рейтингования городов России, основанной на объективной оценке стоимости и качества проживания в городе для самих горожан. Интегральный рейтинг городов – это простое и понятное отношение, эквивалентное оценке товара по соотношению «цена/качество».

Согласно авторам рейтинга, лидерство Краснодара обусловлено следующими факторами: высокий уровень обеспеченности современными форматами потребления, низкий уровень преступности, благоприятные природные условия, высокий уровень доходов по отношению к потребительской корзине, высокий уровень потребительских расходов населения, высокий уровень обеспеченности жильем, высокий уровень развития внешнего транспорта.

Примечательно, что две столицы Москва и Санкт-Петербург заняли в рейтинге лишь 48 и 19 место соответственно. Это связано в первую очередь с повышением уровня жизни в региональных центрах страны и инвестиционной активностью в некоторых секторах промышленности, низким уровнем доступности покупки и аренды жилья, сложной транспортной ситуацией, а также неблагоприятными экологическими условиями в Москве и невысоким уровнем потребительских расходов  в Санкт-Петербурге.

Впервые интегральный рейтинг ста крупнейших городов был представлен в 2012 году в рамках Юбилейного Х Общероссийского форума стратегов, где вызвал интерес участников мероприятия.

При подготовке рейтинга эксперты использовали как официальные статистические данные Росстата России, региональной и муниципальной статистики, так и данные научно-исследовательских институтов, консалтинговых и риэлтерских компаний.

Одними из главных тем обсуждений на Форуме этого года стали также готовящийся ко второму чтению в Госдуме законопроект «О государственном стратегическом планировании», а также устойчивое развитие субъектов РФ.

В ходе первого пленарного заседания 21 октября были рассмотрены законодательные аспекты стратегирования, в том числе проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Второе пленарное заседание 22 октября было посвящено многополярному развитию России.

По словам Министра регионального развития РО Игоря Слюняева, стратегии социально-экономического развития к настоящему моменту утверждены во всех восьми российских федеральных округах, хотя их уже пора актуализировать: Правительство начнет эту работу в следующем году. Большинство российских городов (164) также уже утвердили свои стратегии социально-экономического развития. Однако они часто носят декларативный характер, и не являются документами обязательного применения. Практически не увязаны между собой стратегии регионов и федеральных округов, что мешает реализации на их территории крупных федеральных программ. Не удивительно, что такая ситуация приводит к значительным бюджетным потерям. «Из-за отсутствия единой системы стратегического планирования Россия ежегодно недополучает 2-3% ВВП», — констатировал Министр.

По мнению Минрегиона, первым шагом в решении этой проблемы должен стать федеральный закон «О государственном стратегическом планировании», который уже год ждет в Госдуме своего второго чтения. За это время документ был переписан не один раз, и при этом ему пророчат еще одну большую редакцию, хотя второе чтение законопроекта и запланировано на конец ноября 2013 года.

Сейчас документ находится на согласовании в ГПУ президента, но депутаты уже думают не только о смене его названия, но и перечня документов государственного стратегического планирования, им предусмотренных. Поэтому, как сообщила заместитель директора Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Минрегиона России Елена Рожкова, серьезно говорить о конфигурации документов стратегического планирования, взаимодействии их региональных и федеральных аспектов можно будет только после второго чтения документа в Госдуме.

Не менее живая дискуссия развернулась на следующий день, когда участники круглых столов обсуждали систему расселения в России. Такого ключевого в современном мире понятия как «агломерация» в российском законодательстве пока не содержится. Хотя, отмечают эксперты, уже можно смело говорить о Московской агломерации, которая, правда, нуждается в структурировании, о начале объединительных процессов между Петербургом и Ленинградской областью, о Новосибирской агломерации. Получить этот статус хотят еще несколько российских городов. Однако пока что агломерации в России выстаиваются не системно, каждый раз – по новой схеме и с неизвестными последствиями в будущем. «Именно «вялые» формулировки в законодательстве сдерживают развитие агломераций в нашей стране», считает советник вице-губернатора Свердловской области Юрий Кузнецов.

«Подавляющее большинство межмуниципальных соглашений сейчас заканчиваются чаепитиями на Координационных советах, а не конкретными действиями». Как только речь заходит об объединении финансовых потоков, создании единого крупного хозяйствующего субъекта, мы тут же упираемся в законодательство. Бюджетный кодекс не позволяет нам передавать муниципальные бюджеты в какие то другие структуры. ФЗ № 131 о местном самоуправлении не дает нам права передавать полномочия муниципалитетов. В таких условиях как строить агломерацию?», — задается вопросом эксперт.

По словам Юрия Кузнецова, в перспективе придется вносить изменения в законодательство. «Сейчас нам нужно выбрать 5-6 пилотных регионов, например Новосибирскую область и ряд других, и провести там эксперимент по созданию агломераций, посмотреть, во что мы «упремся» при этом локтями. Радует, что Минрегион тоже нацелился на это. В ближайшее время эти проекты будут запущены», — отметил представитель Свердловской области.

О том, что будущее России – за агломерациями, причем даже небольшими по размеру, состоящими, к примеру, из райцентра и близлежащих поселков, говорили и другие эксперты. В частности, генеральный директор ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» Михаил Грудинин отметил, что вопрос «Каким образом управлять агломерацией и как ее строить?» является сейчас одним из сложнейших. «Агломерация – не единственная, но наиболее рациональная форма организации жизни города, особенно для Сибири и Дальнего Востока. Агломерация позволяет решать те проблемы, которые среднестатистический российский город решить не в состоянии. Не всем повезет с Универсиадой, Олимпиадой или саммитом АТЭС. Спасение утопающего – дело рук самого утопающего», — констатировал эксперт.

В этом смысле участники Форума с большим вниманием выслушали доклады своих зарубежных коллег, рассказавших о разных аспектах построения агломераций и «зеленой» экономики в своих странах. В частности, крайне интересным представители регионов нашли выступление исполнительного директора Корпорации Большого Парижа Дидье Бенса, рассказавшего о планах модернизации и развития транспортной системы Большого Парижа. Французы делают акцент на развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения столицы с пригородами и другими городами региона Иль-де-Франс, а также на развитии метрополитена. Под это в ближайшие годы будут взяты многомиллиардные займы у международных кредиторов.

Надо отметить, что транспортным системам в рамках Форума было уделено много внимания. На эту тему состоялось сразу несколько круглых столов, на которых обсуждались такие громкие проекты ближайших лет как высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань (и вопрос, зачем она вообще нужна?), Центральная кольцевая автодорога вокруг Москвы, реконструкция БАМа и т.д.

С презентациями проектов по агломерациям на заседании выступили руководители и представители Новосибирской, Самарской, Свердловской и Томской областей.

По предложению Игоря Слюняева, на Форуме 2014 года больше внимания уделят ландшафтной политике и наверняка обсудят принятый к тому времени закон «О государственном стратегическом планировании» и другие изменения в законодательстве, касающиеся пространственного развития России.

Мастер-класс  «Стратегические проекты Республики Татарстан»  прошел 22 октября в рамках  XII Общероссийского Форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему». Модератором мероприятия выступил Министр  экономики Республики Татарстан М. Р. Шагиахметов.

По словам М. Р. Шагиахметова,  одним из факторов развития Республики Татарстан является реализация Программы социально-экономического развития на 2011 - 2015 годы, где сформулированы цели, которые должен достичь регион до 2016:   «Сейчас для нашей республики, как и для других субъектов, ключевым моментом становится создание благоприятной инвестиционной среды, которая позволит привлечь предпринимателей», - рассказал М. Р. Шагиахметов в ходе беседы с представителями СМИ. – «Сегодня мы достаточно серьезно в этом направлении работаем и в части привлечения иностранного капитала, и в части привлечения российского капитала, поэтому приоритетной задачей для нас является совершенствование системы инвестклимата».

В последние годы Республика Татарстан добилась впечатляющих успехов в социально-экономическом развитии, твердо заняв позиции в лидирующей семерке российских регионов. Республике удается активно и эффективно участвовать в конкуренции за привлечение на свою территорию крупных проектов, успешно использовать возможности институтов развития, международных финансовых организаций, участвовать в реализации федеральных программ.

Ключевыми международными мероприятиями программы XII Общероссийского Форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему» стали также  круглый стол «Международное сотрудничество для регионального развития» и традиционный «Зеленый день Форума».

В работе этих мероприятий в рамках  Форума приняли участие эксперты из Франции, Великобритании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и других стран. Р.Вейкфорд, председатель рабочей группы ОЭСР по развитию неурбанизированных территорий и М. Дежан-Понс, представитель Совета Европы, открыли VI международный круглый стол «Международное сотрудничество для регионального развития». Данная площадка для обсуждения международных аспектов стратегического планирования традиционно организуется Министерством регионального развития Российской Федерации и МЦСЭИ «Леонтьевский центр» при поддержке Министерсва иностранных  дел РФ.

Центральным международным мероприятием Форума стал «Зеленый день» в трех последовательных круглых столах, организаторами которых выступили Правительство Санкт-Петербурга и Совет Министров Северных стран. Собрав представителей государств Балтийского моря, организаторы Форума обсудили современный международный опыт и российскую практику по ряду актуальных вопросов, в том числе: инновационные сети и кластеры «зеленых технологий», лучшие практики энерго- и ресурсосбережения, а так же инструменты привлечения инвестиций в инфраструктуру         регионов.

Пристальный интерес участников Форума вызвала тема стратегического планирования Арктической зоны, обсуждавшаяся в рамках секционного заседания «Стратегии и программы приморских территорий, в том числе Арктических зон Российской Федерации, в системе государственного планирования». Мероприятие было посвящено задаче перехода к комплексному планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий. Организаторы мероприятия – Министерство экономического развития Российской Федерации и Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ).

22 октября   в рамках Форума состоялся круглый стол «Синтез социально-экономического и пространственного планирования: опыт Санкт-Петербурга». Модератором мероприятия выступил С. Ю. Вязалов, вице-губернатор Санкт-Петербурга. 

Споры специалистов о соотношении социально-экономического и пространственного планирования получили новый импульс в ходе разработки Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года, в проекте которой сделан явный акцент на повышение внимания к анализу городского пространства и вопросам территориальной сбалансированности. Разработчиками документа выдвинута концепция формирования в границах города крупных территориально-экономических зон (ТЭЗ) поверх сетки административных районов. Предполагается, что использование ТЭЗ для углубления и конкретизации анализа и планирования (с учетом размещения населения и мест приложения труда) должно повысить сбалансированность развития города, а, соответственно, и его привлекательность. Ожидается, что такой подход позволит более четко отразить социально-экономические приоритеты развития при градостроительном планировании. Однако споры о целесообразности введения таких зон, их роли в планировании, и границах конкретных ТЭЗ не утихают как внутри команды разработчиков, так и в профессиональном сообществе.

Вынесение таких дискуссии на площадку Форума призвано было прояснить ряд вопросов социально-экономического и пространственного планирования для разработчиков Стратегии и широкого круга участников Форума.

Кроме того, в  рамках Форума в Комитете по внешним связям Мэрии Санкт-Петербурга состоялась рабочая встреча  исполнительного вице-президента – генерального директора  МАГ Владимира Селиванова с руководством Комитета. В ходе встречи В.И.Селиванов представил презентационные программы и проекты МАГ, план деятельности МАГ на 2013 – 2014 гг., а также информацию о подготовке к проведению 28 ноября 2013 года  ХХI Сессии МАГ, а также Международного Форума «Мегаполис: ХХI век».

Владимир Селиванов на встрече в Санкт-Петербурге представил руководству города также информационные и электронные проекты МАГ «Библиотека городских практик», «Виртуальные выставки МАГ», «Информационный бюллетень МАГ». В ходе рабочей встречи намечены пути взаимодействия и сотрудничества.


Пресс-центр МАГ.




  Главная Поиск Новости Документы Контакты Виртуальные выставки МАГ  
  Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов  
© 2001-2017 Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов
  Rambler's Top100 Rambler's Top100