Главная Поиск Документы Контакты Виртуальные выставки МАГ Вестник МАГ МАГ-ВИДЕО  
Об Ассамблее / Мероприятия МАГ / Круглый стол «Евразийское пространство - пути и механизмы расширения экономической интеграции», 17 октября, 2013 года
Поиск в документах
Круглый стол «Евразийское пространство - пути и механизмы расширения экономической интеграции», 17 октября, 2013 года, Москва
 


17 октября 2013 «Зал Коллегий» Дома Металлургов Москва, Славянская пл, 2.

Круглый стол «Евразийское пространство - пути и механизмы расширения
экономической интеграции»

17 октября 2013 года в «Зале Коллегий» дома Металлургов состоялся круглый стол на тему «Евразийское пространство - пути и механизмы расширения экономической интеграции». Мероприятие было посвящено развитию и укреплению делового сотрудничества в государствах-членах ЕврАзЭС, содействию интеграционным процессам на евразийском пространстве, а также дальнейшему укрепление инвестиционного сотрудничества стран Таможенного союза и ЕЭП в целях эффективного использования их экономического потенциала.

В заседании приняли участие председатель Координационного совета Евразийского Делового совета, Президент Ассоциации финансово-промышленных групп России О.Н. Сосковец, Генеральный секретарь ЕврАзЭС Т.А. Мансуров, вице-президент ОАО «РЖД» А.В Салтанов, директор Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития России С.В. Чернышев, глава представительства Национальной палаты предпринимателей Казахстана в г. Москве А.В. Конопасевич, руководители департаментов Евразийской экономической комиссии, а также представители посольств и торговых представительств государств-участников ЕврАзЭС, Евразийского банка развития, общественных организаций, научных кругов и бизнес-сообществ.

Заседание открыл председатель Координационного совета Евразийского Делового совета, Президент Ассоциации финансово-промышленных групп России О.Н. Сосковец. В своем выступлении он подчеркнул, что Деловой совет тесно работает со всеми структурами и институтами ЕврАзЭС по основным направлениям, которые были заложены в условиях интеграции по переходу к Единому экономическому пространству, номинированным Таможенным союзом. Это была главная экономическая категория взаимоотношений трех государств: России, Белоруссии и Казахстана - следующий этап - более глубокие, коренные экономические реформы, связанные с гармонизацией законодательств государств-членов Таможенного союза, которые позволили бы привлечь новых участников ЕврАзЭС - наших партнеров.



Как отметил О.Н. Сосковец, тема круглого стола чрезвычайно актуальна, потому что все те преимущества, которые использовались на первых этапах функционирования Единого экономического пространства в части свободы передвижения внутри Таможенного союза товаров, услуг и рабочей силы были реализованы. При формировании такой сложной системы как Таможенный союз участвовали первые лица государств. С точки зрения политики это было необходимо, чтобы ускорить все интеграционные процессы. Предпринимательские структуры были аутсайдерами и находились в условиях догоняющего развития, что, в принципе, не мешало бизнесу в определенной степени налаживать обратную связь с государством. Создание Таможенного союза, как и создание любой новой структуры, включало в себя решение ряда проблем, которые возникали в процессе дальнейшего развития интеграционного процесса. И в этих условиях особое внимание необходимо уделять устранению административных барьеров, препятствующих развитию субъектов малого и среднего бизнеса, развитию и упрощению взаимных кооперационных связей между предприятиями Беларуси, Казахстана и России в условиях функционирования ТС.

«Сегодня предстоит большая работа по дальнейшему определению тех или иных направлений экономического развития в рамках ЕЭП, решить вопросы тарифной политики, создать общий энергетический рынок, обеспечить равный доступ к услугам естественных монополий - железным дорогам, энергосетям, нефтепроводам, а также разработать и внедрить согласованные принципы финансовой, кредитной, валютной и налоговой политики. Тем самым будут реализованы меры, обеспечивающие единую конкурентную политику для всех участников рынка» - подчеркнул О.Н. Сосковец.

В своем докладе Генеральный секретарь ЕврАзЭС Т.А. Мансуров отметил, что сегодня мировая экономика представляет собой совокупность региональных интеграционных блоков и среди них Евразийское экономическое сообщество, созданное в 2000 году, является крупным геополитическим субъектом международных экономических отношений и одним из полюсов современного полярного мира. Прошедшие со времени образования ЕврАзЭС годы были насыщены важнейшими интеграционными достижениями во всех сферах экономического и социального сотрудничества.

Т.А. Мансуров подчеркнул, - «формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства происходило последовательно по классической схеме: создание зоны свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка. Благодаря интенсивной и эффективной работе правительств Сторон в сжатые сроки, начиная с 2009 года были подготовлены 17 базовых документов по формированию нормативно-правовой базы Единого экономического пространства и нашего внутреннего рынка. Решались серьезные проблемные вопросы в области проведения согласованной экономической политики, создания общего рынка услуг и капитала, проведения согласованной валютной политики, формирования общего энергетического рынка, доступа к услугам естественных монополий в нефтегазовой сфере и услугам железнодорожного транспорта, в сфере технического регулирования».

В первом заседании, посвященном практическим аспектам интеграционного взаимодействия: ЕврАзЭС - ТС - ЕЭП - Евразийский союз с докладом на тему «Новые реалии и перспективы евразийской экономической интеграции» выступил директор Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития России С.В. Чернышев.

С.В.Чернышев отметил, что «мы находимся в самом разгаре процесса, который, по существу, создает второй в мире интеграционный центр, сравнимый с Европейским союзом. И что интеграция на североамериканском континенте, конечно, тоже масштабная, но не достигла той степени глубины, на которую вышел Европейский союз, и мы рассчитываем, что выйдет Евразийский союз в результате его формирования и консолидации институтов, которые создаются в его рамках.

Это амбициозная задача, которая в Европейском союзе решалась в течение длительного времени, должна быть решена, и на это существуют прямые поручения руководителей наших трех государств, в процессе создания Евразийского экономического союза. Поставлены задачи - к 1 января 2015 года запустить,   ввести   в   действие   соответствующий   договор   по созданию

Евразийского экономического союза. В этих целях сейчас идет беспрецедентный по существу и по форме процесс кодификации договорно-правовой базы всех соглашений, которые были наработаны в процессе создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. Кодификации подлежат соглашения, регулирующие вопросы таможенного регулирования, торговой политики в отношении третьих государств, включая режимы свободной торговли, системы тарифных преференций, приграничной торговли, таможенных тарифов, а также все 17 соглашений Единого экономического пространства, которые регулируют вопросы конкуренции, макроэкономики, финансовых рынков, валютной политики, миграции, интеллектуальной собственности, услуг, инвестиций, технического регулирования, естественных монополий железнодорожного транспорта и нефтегазовой энергетики».

Вице-президент ОАО «РЖД» А.В Салтанов выступил с докладом на тему «Перспективы интеграционного взаимодействия в рамках Единого экономического пространства в сфере железнодорожного транспорта» и сконцентрировал внимание на наиболее значимой задаче, стоящей перед государствами ЕЭП, а именно, развитии транспортной железнодорожной инфраструктуры и усилении сотрудничества в вопросе построения надежных транспортных цепочек.

Географическое положение стран ЕЭП позволяет претендовать на одну из ключевых ролей мировой экономической системы в качестве транспортного моста между Европой и Азией по обоим направлениям: восток-запад и север-юг. Россия уже сейчас предлагает качественно новый продукт для обеспечения более интенсивных грузоперевозок по коридору восток-запад. Речь идет о проекте, который так и называется «Транссиб за 7 суток».

Другое важное направление - это создание нового транспортного коридора, который должен пройти, если брать только западную часть, по территории России, Украины, Словакии и Австрии и будет гармонично вписан в общую систему транспортных коридоров и потоков через территорию ЕЭП. Все вместе взятое формирует стратегический потенциал Таможенного союза в сфере развития железнодорожного транспорта и повышения конкурентоспособности грузоперевозок, пассажирских перевозок и т.д. Первым шагом по увеличению темпов интеграции стран Таможенного союза и ЕЭП в железнодорожной инфраструктуре, является создание Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) - ключевого инструмента интеграции транспортно-логистических систем стран ЕЭП.

«Создание ОТЛК принесет совершенно новый уровень взаимодействия, а с учетом того, что «РЖД» недавно выкупило 75%-й пакет акций у одного из лидеров европейского логистического обслуживания «Gefco», соединение этого опыта с практической деятельностью формируемой компании позволит сделать конкретный и очень весомый шаг в плане интегрирования в сфере грузоперевозок» - отметил А.В Салтанов.

Далее с докладом на тему «Практика оценки влияния проектов решений ЕЭК как способ повышения эффективности деятельности субъектов предпринимательской деятельности в современных условиях функционирования ТС и ЕЭП» выступил директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Р.А. Акбердин.

В своем выступлении Р.А. Акбердин остановился на выработке с позиции Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК подходов к совершенствованию регуляторной деятельности в целях защиты бизнеса от избыточных и обременительных требований в сфере внешнеэкономической деятельности при разработке нормативного регулирования на наднациональном уровне.



«У Комиссии на сегодняшний день немало мер и механизмов, призванных защищать интересы основных налогоплательщиков - предпринимателей ТС и ЕЭП при подготовке проектов решений Евразийской экономической комиссии. Это и содействие введению представителей бизнес-сообщества в состав консультативных комитетов при ЕЭК и их подкомитетов, различных рабочих групп; проведение мониторинга подготовки и обеспечения реализации предложений по предупреждению фактов ненадлежащего исполнения Сторонами положений международных договоров; разработка и обеспечение реализации предложений по гармонизации в сферах предпринимательства, услуг и инвестиций, охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности, трудовой миграции; подготовка и направление официальных разъяснений законодательства ТС и ЕЭП бизнесу; создание классической системы ОРВ - оценки влияния проектов решений ЕЭК на условия ведения предпринимательской деятельности на территории ТС И ЕЭП» - отметил он.

Директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии В.В. Гудин выступил по теме «Таможенно-тарифное регулирование в ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и акцентировал внимание на масштабе и экономическом потенциале Таможенного союза. В настоящий момент завершено формирование ТС и Единого экономического пространства. Начало функционирования этого этапа было провозглашено 1 января 2012 года в связи со вступлением в силу пакета международных договоров из 17 соглашений.

Он подчеркнул, - «интеграция приносит конкретные результаты. Так, в 2012 году, в первый год функционирования ЕЭК, темп увеличения взаимной торговли составил 8,7%. Может показаться, что это весьма скромная величина, если принимать во внимание тот факт, что в предыдущие два года данный показатель каждый год увеличивался примерно на 30%. Но показатель 8,7% весьма достойный, т.к. он почти в три раза превышает показатель роста внешней торговли, который за 2012 г. составил 3,2%.

Рост взаимной торговли стран-членов ТС идёт, в первую очередь, за счет товаров обрабатывающей промышленности. Если взять экспорт без минеральных ресурсов, то в 2010 году на долю «тройки» в общем объеме экспорта приходилось 18,3%, а в 2012 году уже 23,9%. За три года имеется четкая позитивная тенденция в росте взаимной торговли за счет торговли несырьевыми товарами в условиях либерализации доступа на единый рынок».

В части таможенно-тарифного регулирования Комиссия осуществляет ведение единой ТН ВЭД, ведение ЕТТ, вводит тарифные квоты и устанавливает порядок их распределения, определяет единую систему тарифных преференций. В соответствии с Соглашением о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы уровень ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС приведен в соответствие с тарифными обязательствами России перед Всемирной торговой организацией. После присоединения Казахстана к ВТО уровень ставок по отдельным товарным позициям также будет скорректирован в соответствии с обязательствами Казахстана перед ВТО.

Закончил свое выступление В.В. Гудин словами: «Видна абсолютно положительная тенденция наращивания внутреннего товарооборота всех трех государств, и этот товарооборот наращивается, в основном, за счет внутреннего производства, за счет товаров глубокой переработки и машинно-технической продукции».



Во втором заседании «Экономическое и деловое сотрудничество - движущие силы интеграции», проводимом в виде дискуссий, приняли участие представители государственных, общественных, научных структур и бизнес объединений. Заслушивались выступления В.И. Тарасова, Руководителя Аграрного центра ЕврАзЭС по вопросам влияния процессов глобализации и регионализации на состояние агропродовольственного рынка формирующегося Евразийского экономического союза, Л.В. Орловой, старшего преподавателя Белорусского государственного университета, Д.И. Кондратова, ведущего научного сотрудника Института Европы РАН по тематике «Перспективы углубления экономической интеграции стран СНГ», А.О. Пименова, Генерального директора ФГУП «ФЦЯРБ» по теме «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», Н.С. Дурыгиной, заместителя Директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России, В.Я. Юртеева, заместителя Председателя Комитета ТПП РФ по промышленному развитию.

Завершил вторую часть круглого стола А.В. Конопасевич - глава представительства Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан в Российской Федерации в Москве выступлением на тему «Проблемы развития малого и среднего бизнеса Казахстана в контексте ТС и ЕЭП», затронув вопросы, которые возникают у предпринимателей по возврату НДС при экспорте товаров, в сфере совершенствования таможенного администрирования (вопросы отмены принципа резидентства, применения книжек МДП при внутреннем транзите, создания возможностей по электронному декларированию и обращению по принципу «одного окна» на всей территории ТС), в сфере технического регулирования.

«Мы приветствуем решение совета ЕЭК о создании рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства, принятое на заседании 9 октября и ожидаем активной позиции со стороны, как наших коллег, так и ЕЭК -органа, заинтересованного в расширении и развитии торговых взаимоотношений между нашими странами» - отметил он.

В своих выступлениях участники круглого стола отмечали, что работа в условиях Таможенного союза и ЕЭП способствует развитию и укреплению конкурентной среды для бизнеса. Присутствующие были солидарны во мнении, что развитие конкуренции в деловой среде позволяет бизнесу развиваться там, где для этого существуют наиболее благоприятные условия. Поэтому органам государственного управления совместно с предпринимательским сообществом необходимо принять все необходимые меры, позволяющие создать в рамках единой таможенной территории максимально комфортную среду для свободной конкуренции и взаимных инвестиций.

Участники рекомендовали продолжить данную практику организации бизнес встреч и мероприятий на базе наднациональной деловой площадки ЕДС для рассмотрения и освещения актуальных вопросов, связанных с законодательной и правоприменительной практикой на территории Таможенного союза и ЕЭП, улучшением бизнес-среды и инвестиционного климата, механизмов повышения эффективности деятельности малого и среднего бизнеса, реализации инновационных проектов, установления более тесных контактов представителей бизнеса и органов государственной власти стран ЕврАзЭС.

По общему мнению участников круглого стола, состоявшееся обсуждение позволило уточнить цели, принципы и стратегию дальнейшей работы, способствовало содействию поступательному развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества предприятий и компаний государств-членов ЕврАзЭС в рамках ТС, а также определить дальнейшие пути и механизмы расширения экономической интеграции на евразийском пространстве.


Материалы круглого стола:


Выступление и презентация В.В. Гудина, директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК. Тема: «Таможенно-тарифное регулирование в ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;

Выступление и презентация А.О. Пименова, Генерального директора ФГУП «ФЦЯРБ». Тема: «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств»;

Выступление и презентация Д.И. Кондратова, ведущего научного сотрудника Института Европы РАН. Тема: «Перспективы углубления экономической интеграции стран СНГ»;

Выступление Р.А. Акбердина, директора Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК. Тема: «Практика оценки влияния проектов решений ЕЭК как способ повышения эффективности деятельности субъектов предпринимательской деятельности в современных условиях функционирования ТС и ЕЭП»;

Выступление А.В. Конопасевича, главы представительства Национальной палаты предпринимателей Казахстана в г. Москве. Тема: «Проблемы развития малого и среднего бизнеса Казахстана в контексте ТС и ЕЭП»;

Выступление Н.С. Дурыгиной, заместителя Директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России. Тема: «О состоянии продовольственной безопасности в Российской Федерации»;

Презентация А.В Салтанова, Вице-президента ОАО «РЖД». Тема: «Перспективы интеграционного взаимодействия в рамках Единого экономического пространства в сфере железнодорожного транспорта»;

Презентация В.И. Тарасова, руководителя Аграрного центра ЕврАзЭС, заведующего отделом ВЭД Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства РАСХН. Тема: «Влияние процессов глобализации и регионализации на состояние агропродовольственного рынка формирующегося Евразийского экономического союза»


  Главная Поиск Новости Документы Контакты Виртуальные выставки МАГ  
  Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов  
© 2001-2017 Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов
  Rambler's Top100 Rambler's Top100