Get Adobe Flash player
Главная           Поиск           Документы           Контакты           Вестник МАГ           Информационный бюллетень МАГ           Сводные доклады МАГ           КАИС МАГ           МАГ-ВИДЕО            
Об Ассамблее / Мероприятия МАГ / Участие делегации Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) в работе YIII Общероссийского Форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (19-22 октября 2009 г., город Санкт – Петербург)
Поиск в документах
Участие делегации Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) в работе YIII Общероссийского Форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (19-22 октября 2009 г., город Санкт – Петербург)
     
                      

ПРЕСС-РЕЛИЗ

по итогам участия делегации Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) в работе YIII Общероссийского Форума

«Стратегическое планирование в регионах и городах России»

(19-22 октября 2009 г., город Санкт – Петербург)



                         
 
С 19 по 22 октября 2009 года в г. Санкт-Петербург прошел YIII Общероссийский Форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России».

В работе Форума приняли участие более 800 представителей федеральных органов власти, исполнительных и законодательных ветвей власти всех субъектов Российской Федерации, ряда муниципалитетов, а также представители бизнеса, научного и экспертного сообществ и журналисты. Участником Форума стала делегация Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) во главе с исполнительным вице-президентом МАГ Михаилом Соколовым.

Открыл Форум Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Он провел первое пленарное заседание. Глава Минрегиона определил основные задачи региональной политики: преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан России в реализации своих социальных и экономических прав и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также совершенствование систем государственного и местного самоуправления.

Особое место в системе стратегического планирования регионального развития должны занимать стратегии социально-экономического развития макрорегионов, федеральных округов, макрозон. В их основе заложена реализация крупных межрегиональных и региональных инвестиционных проектов, направленных на обеспечение необходимой государственной и муниципальной инфраструктурой ключевых для региональных экономик производств и стимулирование создания современных машин, оборудования и технологий, необходимых для технического перевооружения, модернизации экономики, - заявил Виктор Басаргин на Форуме.

Всего в Российской Федерации утверждено 25 схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, 344 схемы территориального планирования муниципальных районов, 3058 генеральных планов сельских поселений, 479 генеральных планов городских поселений, 273 генеральных плана городского округа. Вместе с тем, процесс территориального планирования требует коренной модернизации, ресурсного обеспечения, совершенствования нормативно-правовой базы, - отметил Глава Минрегиона РФ.

Важным направлением взаимодействия регионов и федерального центра является проводимая на протяжении последних семи лет работа по разграничению полномочий между федеральным и региональным уровнями публичной власти, - сказал Министр, - за последние несколько лет органам государственной власти субъектов Федерации были переданы важные полномочия Российской Федерации в области лесных, водных отношений, полномочия по охране и использованию объектов животного мира, полномочия по содействию занятости населения.

Министр акцентировал внимание на том, что государственная региональная политика является одним из приоритетных направлений государственно-правового развития нашей страны. В частности, наряду с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития в Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов в области  стратегического  планирования:
  • основы стратегического планирования в Российской Федерации;
  • стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;
  • также разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании».

В русле указанных документов в Минрегионе России была разработана Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации, определяющая цели, задачи и основные направления региональной политики, а также инструменты и механизмы ее реализации.

Как заявил Виктор Басаргин, Минрегион России выступает с инициативой разработки проекта нормативно-правового акта, регулирующего вопросы реализации федеральными органами исполнительной власти функций, связанных с обеспечением и контролем за осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации переданных полномочий.

Глава Минрегиона подчеркнул, что особенность нынешнего Форума - обсуждение стратегического планирования в посткризисный период. Он отметил, что в ходе разработки и реализации мер по смягчению последствий мирового финансового кризиса необходимо сохранить стратегические ориентиры развития России и вместе с тем совершенствовать систему стратегического планирования с учетом современной обстановки.

Министр призвал участников Форума, при планировании развития территорий, особое внимание уделять созданию условий для модернизации российской экономики и ее выходу из кризиса в новом качестве.

Второй день Форума был ознаменован докладом Министра финансов РФ Алексея Кудрина "Уроки кризиса, сценарии послекризисного мира – контекст для обновления стратегий". Министр отметил, что "наступление второго «дна» кризиса маловероятно, и его возможность составляет 15%; еще 25% вероятности - что кризис будет затяжным; 60% - что начнем выходить из кризиса более устойчиво».

"Однако сохранение кризисной ситуации в ближайший год будет способствовать тому, что цены на сырьевые товары окажутся, скорее всего, низкие", - пояснил Алексей Кудрин журналистам во время пресс-подхода. "Временный рост, который мы видим сейчас, возник в результате большой ликвидности, и он завершится". По мнению Алексея Кудрина, естественный спрос, который должен появиться из-за роста экономики, пока нереален. Он напомнил, что по прогнозам - ВВП США, вероятнее всего, упадет на 2,8%, да и европейские экономики будут в минусе. В результате, спрос на сырье не растет. Так же министр отметил, что бюджет России на следующий год формировался из расчета цены на нефть $58 за баррель.

Выступая с докладом на форуме, заместитель Министра экономического развития РФ Андрей Клепач привел данные о том, что с мая-июня 2009 года "экономика России показывает положительную динамику; идет рост ВВП, и в этом смысле тенденция позитивна". Он отметил, что в новых экономических условиях необходимо более тщательно работать над уточнением антикризисных мер и их согласованием со стратегическими направлениями развития экономики России, утвержденными в предыдущие годы. Андрей Клепач подчеркнул, что изменения нужно вносить не в долгосрочную стратегию, поскольку ключевые приоритеты и цели остаются неизменными, а нужно менять способы достижения поставленных долгосрочных задач.

На «круглом столе», посвященном законодательному обеспечению стратегического планирования, президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев сделал акцент на необходимости и важности системы стратегического планирования: "Это масштабный организационный эксперимент, направленный на выработку наиболее адекватных и эффективных способов координации процессов развития. По причине дефицита профессиональных знаний и опыта все еще не отработаны процедуры согласования стратегий между собой (от стратегий муниципальных образований до концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ) и с другими документами", - заявил он.

Всего за два дня работы Форума состоялось около 30-ти различных мероприятий: «круглых столов», дискуссий, семинаров, диспутов, мастер-классов. Одним из выводов, сделанных на Форуме, стало решение: особое место в системе стратегического планирования регионального развития должны занимать стратегии социально-экономического развития макрорегионов, федеральных округов, макрозон. В их основе заложена реализация крупных межрегиональных и региональных инвестиционных проектов, направленных на обеспечение необходимой государственной и муниципальной инфраструктурой ключевых для региональных экономик производств и стимулирование создания современных машин, оборудования и технологий, необходимых для технического перевооружения, модернизации экономики.

Внимание было так же акцентировано на том, что государственная региональная политика является одним из приоритетных направлений государственно-правового развития нашей страны. В частности, наряду с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития в Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов в области стратегического планирования.

Минэкономразвития РФ подготовил обсуждения, посвященные региональным инновационным системам, кластерной политике, социальному партнерству, инструментам продвижения бренда и стратегиям приморских территорий. В обсуждениях приняли участие ведущие российские эксперты.

Власти Санкт-Петербурга не только поддержали Форум в целом, но и активно его используют для презентации и апробации городских проектов и разработок. Так, на двух «круглых столах», проводимых под председательством первого заместителя председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга С.А.Фивейского представлены подходы к обновлению Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года и проект «Основ кластерной политики Санкт-Петербурга».

В работе «круглых столов» приняли участие исполнительный вице-президент Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) Михаил Соколов, представитель делегации МАГ которые вынесли вопрос об участии городов в обмене опытом, лучшими практиками, лучшими наработками во всех сферах жизнедеятельности городов на площадке, предоставляемой МАГ.

Возможно ли создание креативных городов в России - тема дискуссии, прошедшей в рамках Форума стратегов 20 октября. Как показало обсуждение, осуществление идеи креативных городов столкнется с рядом трудностей, среди которых отсутствие видения проблемы на уровне власти и бизнеса и надежды на помощь государства со стороны творческого сообщества.

20 октября 2009 г. в рамках Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах России», проходящего в Санкт-Петербурге в восьмой раз, состоялся круглый стол «Градостроительство в России: развитие постиндустриальной и инновационной городской среды. Креативные индустрии и креативные города».

Организатором заседания выступила Международная Ассамблея столиц и крупных городов при участии Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

В дискуссии приняли участие градостроители, представители региональных органов власти и эксперты в области регионального развития из Иркутской, Рязанской, Вологодской областей, Ростова-на-Дону, Соснового Бора (Ленинградская область), эксперты сферы креативной экономики, представители творческого сообщества.

Доклады представили Петер Энглин (Peter Englen), директор Samhallsnytta AB (Швеция), Виктория Желтова, руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад» и Андрей Живайкин, директор Центра дизайна и системного проектирования ГУ-ВШЭ. Модераторами обсуждения стали Михаил Соколов, Исполнительный вице-президент, генеральный директор МАГ, Максим Перов, директор МАГ по международным проектам, и Владимир Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

Предваряя дискуссию, Владимир Княгинин отметил, что ракурс обсуждения самой темы креативной экономики за последний год значительно изменился. «Если раньше мы об этом говорили в связи с социальной политикой, то сегодня, когда кризис поменял условия, построение креативной экономики становится магистральным путем развития городов. Когда мы говорим о путях запуска инновационной экономики, мы должны понимать, что инновации – это результат самореализации людей. Ответ на вопрос, как построить инновационную экономику, к нам придет только тогда, когда у нас будет понимание о том, как должны быть устроены города, как создать в них условия для самореализации людей. Таланты и квалификации нельзя «пришить» к какому-либо месту. Если нет соответствующей среды, города будут терять людей, проигрывать конкуренцию за них. Поэтому главный вопрос для нас сегодня – как мы можем модернизировать городскую среду, с помощью каких экономических, планировочных и других решений?»

Одним из решений может стать создание в городе креативного кластера, считает Питер Энглин, директор агентства «Samhallnytta AB», которое занимается развитием городской среды и проектами в области творческого взаимодействия бизнеса и гражданского общества в Швеции. Делая выбор между ставкой на производство какой-либо продукции, разработанных в другом городе (регионе), и ставкой непосредственно на разработку продукта, или, иными словами, сложного контента, нельзя забывать, что таким контентом (наряду со IT, биотехнологиями, и другими) может является креативный контент, считает эксперт. Для этого, проанализировав имеющиеся ресурсы, необходимо определить, в чем заключается уникальная компетенция города, «что мы можем делать лучше всех»? Сегодня уже около 7% занятых работают в сфере креативной экономики, и ежегодно эта доля прирастает на 6%. Креативные индустрии редко когда могут занять место доминирующего сектора экономики города, но, безусловно, являются ее неотъемлемой частью, говорит Петер Энглин.

Ярким примером перспективности развития креативных индустрий, являются меры, предпринятые итальянскими властями после в 1950е гг., поддержал выступление шведского эксперта Гарольд Коскур-Оглы, представитель петербургской галереи "Гарольд. Индивидуальные игры со светом". Была сделана ставка на легкую промышленность, дизайнерам были отданы территории, где они могли работать, в результате итальянские бренды являются одними из ведущих. В России все подобные начинания идут не сверху, а снизу, инициативы со стороны творческого сообщества есть, их немало, творческие ассоциации готовы принимает ответственность на себя, взаимодействовать с властями и бизнесом. Но возникает вопрос, готовы ли власти в России создавать условия для дизайнеров и структур, их представляющих?

Для того, чтобы креативные индустрии заняли свою нишу в экономике, необходимо, прежде всего, организовать их в кластер, считает Владимир Княгинин. Кластер – это та экономическая единица, с которой уже могут работать муниципалитеты, в том числе, выделяя финансирование. В рамках кластера уже можно обсуждать конкурентоспособность проектов, их место на рынке.

Но организация креативного кластера – это только одна из ступеней на пути преобразования городского пространства, появления креативного города, считает Виктория Желтова, руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад». Чтобы организовать городское пространство, предоставляющее возможность для творчества, самореализации и самовыражения, нужно выяснить, кто те, люди, которые образуют тот самый «креативный класс»?

Андрей Живайкин, директор Центра дизайна и системного проектирования ГУ-ВШЭ, в своем докладе описал этих людей как две группы, первая – «творцы» (ученые и инженеры, преподаватели, писатели, артисты, дизайнеры, архитекторы… и пр.), и «профи» (работники «индустрии знаний»: хай-тек, финансовые и юридические компании, работники здравоохранения и менеджмент).

Что присуще их поведению? Только ли сфера деятельности является определяющей? Виктория Желтова считает, что в основе возникновения «креативного класса» лежит изменение системы ценностей того поколения, которое постепенно начинает доминировать среди массы потребителей. Главной ценностью для этих людей, составляющих поколение родившихся в 1982-2001 годах, является возможность самореализации, поэтому при выборе работы и вида деятельности новое поколение делает ставку на собственные креативные и интеллектуальные ресурсы.

Для многих людей, занятых в сфере креативной и интеллектуальной деятельности, стираются границы между работой, общественной жизнью и личной. Жизнь перестает подчиняться регулярному расписанию, приобретает формат «24 часа - 7 дней в неделю» и превращается в работу, переходящую в учебу, сопровождающуюся обменом опытом, перемежающуюся потреблением, общением, развлечениями. Люди работают в то время, когда им это удобно и необходимо, в том числе по ночам, в пути, тратят много времени на коммуникацию.

Соответственно, имея уже другой взгляд на жизнь, ведя другой образ жизни, люди по-другому ведут себя в городе. И если город заинтересован в таких людях, он должен по-другому организовать городские пространства, предоставить им место для самореализации. Новое поколение уже сформировало некоторые зоны деятельности, они появляются во многих российских городах (это коворкинг-центры, лофты, сити-кафе, ритейл-стрит), рассказала Виктория Желтова. Их эффективная интеграция в существующую исторически сложившуюся городскую среду и есть формирование креативной организации города.

Идея создания креативных городов – далеко не новая для России, заметил Максим Перов. В частности, в СССР создавались креативные города, где концентрировались специалисты наукоемких отраслей – атомной, космической и проч. – Академгородок в Новосибирске, Протвино, Троицк, Дубна. Пусть подобные города формировались в рамках индустриальной парадигмы развития экономики и креативные ресурсы были сосредоточены в других сферах, но сейчас речь идет о постиндустриальной экономике, и опыт есть. Мысль о необходимости усиления конкурентоспособности города градостроительными мерами поддержал Главный архитектор Рязанской области Вячеслав Макаров. «Сомнений в том, что городам нужно охотиться за молодежью градостроительными, экономическими мерами - нет. Сама суть градостроительства - в огромном сборе информации, поиске и формировании идей развития. Цели стратегического и территориального планирования должны совпадать. Делая рывок в глобальную экономику, мы должны понимать, что молодежь хорошо воспринимает все новое, поэтому нужно принять меры, чтобы не пострадала местная культура. Есть у власти есть понимание необходимости таких мер, и бизнесу будет предложена понятная система действий, то изменение городов вполне возможно».

Понятно, что трансформация российских городов, имеющих еще советскую застройку, - это долгий процесс, говорит Виктория Желтова. Первым шагом этого процесса может стать формирование т.н. школы мастерства (например, дизайн-центра, дизайн-квартала) – места, где происходит коммуникация внутри самоорганизующегося и саморазвивающегося профессионального сообщества. Если речь идет о творчестве, то безусловно, самым важным ресурсом для него становится историческое наследие – то, что содержит идентичность региона или города, аутентичность, подчеркивает местное происхождение, и т.о. предопределяет неповторимость и уникальность результата такого творчества. Появление кластера креативных индустрий - ряда компаний–лидеров, привлекающих таланты, конкурирующих за лучших людей в рамках креативной деятельности – влечет за собой изменение пространственной организации города. Появляется иной, пешеходный масштаб пребывания в уникальной городской среде. А сам креативный город стимулирует воображение, коммуникацию, появление новых идей, а также приятие новых людей, толерантность – что важно для российских городов.

Другой взгляд на проблему предложил Владимир Медведев, Руководитель Представительства Вологодской области в СЗФО. «Старейшие российские города с уникальной историей подчас выпадают из активной жизни страны, оказываются оторванными из-за отсутствия коммуникаций. Нужно вернуть эти города, привести к ним новые дороги». По мнению же Виктории Желтовой риск для российских городов состоит как раз в том, что если креативное ядро в них не будет сформировано, не будут созданы условия для интеллектуальной, инновационной деятельности, жизнь их них будет уходить, и тянуть коммуникации будет уже экономически неоправданно».

Развитие креативных индустрий – безусловно, путь не универсальный. Но для тех городов, которые обладают человеческим потенциалом, уникальным наследием, видят в этом свое будущее, этот шаг, при зачастую невысоких затратах – перспективный способ развития и диверсификации экономики.

Вообще вопросы экономики городов на Форуме рассматривались с особым вниманием - озвучивались проблемы и тут же находились пути их решения. Так, на одном из мероприятий Форума вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский заявил, что Правительство Санкт-Петербурга поддержит перераспределение налогов в пользу субъектов РФ. Санкт-Петербург всегда поддерживал перераспределение налогов. Однако, по его словам, в настоящий момент существует проблема недостаточно высоких налоговых ставок, необходимых для расходов бюджета. Так же власти Санкт-Петербурга акцентировали внимание на том, что долгосрочная стратегия развития города сыграла свою роль в минимизации последствий мирового экономического кризиса. Экономика города постепенно идет на подъем, стабилизировались цены, сокращается число безработных. Бюджет 2010 года вырос и в доходной, и в расходной части, сохранил свою социальную направленность, обеспечил поддержку образования, здравоохранения, спорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также развитие транспорта, дорожной инфраструктуры. Практика стратегического планирования оказалась эффективной и позволяет смотреть вперед.

"Прошедшее между двумя форумами время было особенным – после десяти лет роста, породившего неоправданные надежды на бесконечную стабильность и процветание, разразился мировой кризис. В одночасье рухнули все оптимистические прогнозы, в том числе и зафиксированные в многочисленных стратегиях субъектов Федерации", - отметил заместитель директора МЦЭСИ "Леонтьевский центр" Борис Жихаревич, - "Мы оценили уроки кризиса и сделали выводы для теории и практики стратегического планирования в России", – добавил он.

Организаторы подчеркнули, что особенность нынешнего Форума - обсуждение стратегического планирования в посткризисный период. И отметили, что в ходе разработки и реализации мер по смягчению последствий мирового финансового кризиса необходимо сохранить стратегические ориентиры развития России и вместе с тем совершенствовать систему стратегического планирования с учетом современной обстановки.

Насколько верны были прогнозы и к чему приведут решения, принятые в рамках нынешнего Форума, покажет следующий IХ Общероссийский Форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», который традиционно состоится в октябре следующего года.

 





  Главная Поиск Новости Документы Контакты Виртуальные выставки МАГ  
  Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов  
© 2001-2021 Официальный сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов
  Rambler's Top100 Rambler's Top100